По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 14.01.2014 N 17 "Об утверждении профессионально-этического кодекса педагогических работников образовательных организаций Республики Алтай"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 14 января 2014 г. № 17

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минобрнауки Республики Алтай
от 15.09.2015 № 1241)

Приказываю:
1. Утвердить профессионально-этический кодекс педагогических работников образовательных организаций Республики Алтай (далее - Кодекс).
2. Руководителям муниципальных органов управления образованием довести данный Кодекс до сведения руководителей образовательных организаций.
3. Руководителям образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Алтай, довести данный Кодекс до сведения педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников.
(в ред. Приказа Минобрнауки Республики Алтай от 15.09.2015 № 1241)
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр образования, науки
и молодежной политики
Республики Алтай
Н.В.ГУСЕЛЬНИКОВА





ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Профессиональная этика - совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.
Профессиональная этика лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, так как мораль профессиональной группы (профессиональная мораль) является составной частью морали общества, а собственно мораль является одним из самых древних регуляторов поведения и действий, взаимодействия людей, в том числе и в профессиональной сфере.
Этика (греч. Ethika - от ethos - обычай, нрав, характер) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.
Объектом изучения профессиональной этики педагогической работы является профессиональная мораль педагогического работника, а предметом - возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия педагогических работников.
Целью этики педагогической работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей - нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания педагогов образовательной сферы.
Основными категориями этики педагогической работы являются: профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг педагогического работника.
Педагогическая работа, как и любая деятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Педагогический работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т.е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

1. Общие положения

1.1. Данный Этический Кодекс педагогического работника (далее - Кодекс) - документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в образовательных организациях Республики Алтай, улучшения имиджа образовательных организаций, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри образовательной организации, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.
1.2. Кодекс - это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя которым педагогические работники укрепляют высокую репутацию образовательной организации, поддерживают ее авторитет и продолжают традиции предшествующих поколений педагогических работников и обучающихся.
1.3. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности обучающихся, педагогических работников и сотрудников образовательной организации, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношение друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование образовательной организации.
1.4. Образовательная организация обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.
1.5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных педагогических работников, так и органами самоуправления образовательной организации.
Изменения и дополнения утверждаются Комиссией по этике.
1.6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогических работников на педагогическом совете, родителей (законных представителей) - на родительских собраниях, обучающихся - на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.
1.7. Нормами Кодекса педагогических работников руководствуются все сотрудники образовательной организации, работающие с обучающимися.
1.8. Данный Кодекс педагогических работников определяет основные нормы профессиональной этики, которые:
- регулируют отношения между педагогическими работниками и обучающимися, а также другими членами общественности образовательной организации;
- защищают их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживают качество профессиональной деятельности педагогических работников и честь их профессии;
- создают культуру образовательной организации, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

1.2. Предмет регулирования.
1.2.1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагогических работников, которых он придерживается в образовательной организации в течение всего учебного процесса, а также во время проведения школьных и внешкольных мероприятий.
1.2.2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагогический работник сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.
1.3. Цель Этического Кодекса педагогических работников.
1.3.1. Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения.
1.3.2. Кодекс способствует тому, чтобы педагогический работник сам управлял своим поведением, способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установлению в образовательной организации благоприятной и безопасной обстановки.
1.4. Сфера регулирования.
1.4.1. Кодекс распространяется на всех педагогических работников образовательной организации.
1.4.2. Руководитель, Совет образовательной организации, Администрация, Комиссия по этике, педагогические работники и другие сотрудники образовательной организации, родители (законные представители) способствуют соблюдению этого Кодекса.
1.5. Источники и принципы педагогической этики.
1.5.1 Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации.
1.5.2 Основу норм Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.
1.6. Механизмы внедрения.
1.6.1. Цель всех мероприятий по внедрению - сделать Кодекс понятным. Так как Кодекс - управленческий инструмент, хотя и сравнительно новый, то нужно научить сотрудников с ним обращаться. Научиться использовать его для разрешения сложных этических ситуаций. Обсуждение содержания Кодекса лучше проводить в форме полилога. Оптимальными формами внедрения являются:
- интерактивные семинары, информирующие о Кодексе и его исполнении;
- информационное обеспечение, призванное разъяснить назначение Кодекса и механизм его реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций;
- трансляция через менеджмент - демонстрирующая, что руководство не только говорит о важности исполнения Кодекса, но и само образцово его исполняет;
- стимулирование сотрудников, организация конкурсов с выдачей грамот, благодарственных писем;
- рекомендации об участии сотрудников в районных (городских) и региональных мероприятиях;
- учет соблюдения Этического кодекса при распределении премиального фонда учреждения.
Ключевым элементом для обеспечения исполнения этических норм является возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений. Для этого приказом руководителя создается Комиссия по этике, в функциональные обязанности которой входит прием вопросов по этике, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации.

2. Основные нормы

2.1. Личность педагогического работника.
2.1.1. Профессиональная этика педагогического работника требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
2.1.2. Педагогический работник требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
2.1.3. Для педагогического работника необходимо непрерывное образование. Он занимается своим самообразованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
Результаты доверенной ему педагогической работы - обучение и воспитание подрастающего поколения.

2.1.5. Педагогический работник несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту обучающихся и воспитанников.
2.1.6. Педагогический работник несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.
2.2. Авторитет, честь, репутация.
2.2.1. Своим поведением педагогический работник поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагогического работника.
2.2.2. Педагогический работник передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
2.2.3. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательной организации.
2.2.4. В общении со своими обучающимися и воспитанниками и во всех остальных случаях педагогический работник уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
2.2.5. Авторитет педагогического работника основывается на профессиональной компетенции, справедливости, такте, умении заботиться об обучающихся и воспитанниках.
2.2.6. Педагогический работник воспитывает обучающихся и воспитанников на своем положительном примере.
2.2.7. Педагогический работник имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с обучающимися, воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.
2.2.8. Пьянство, злоупотребление наркотическими веществами несовместимо с профессией педагогического работника.
2.2.9. Педагогический работник дорожит своей репутацией.
2.3. Взаимоотношения с другими лицами.
2.3.1. Общение педагогического работника с обучающимися и воспитанниками.

2.3.1. Педагогический работник сам выбирает подходящий стиль общения с обучающимися и воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
2.3.2. В первую очередь, педагогический работник должен быть требователен к себе. Требовательность педагогического работника по отношению к обучающимся и воспитанникам позитивна и хорошо обоснована. Педагогический работник никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
2.3.3. Педагогический работник выбирает такие методы работы, которые поощряют в обучающихся и воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
2.3.4. При оценке поведения и достижений обучающихся и воспитанников педагогический работник стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
2.3.5. Педагогический работник является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимся и воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие обучающегося и воспитанников оценочные решения, педагогический работник должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
2.3.6. При оценке достижений обучающихся и воспитанников педагогический работник стремится к объективности и справедливости.
2.3.7. Педагогический работник постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.3.8. Педагогический работник соблюдает дискретность. Педагогическому работнику запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему обучающимися и воспитанниками информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
2.3.9. Педагогический работник не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может требовать от обучающихся и воспитанников вознаграждения за свою работу.
2.3.10. Педагогический работник терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам обучающихся и воспитанников. Он не имеет права навязывать обучающимся и воспитанникам свои взгляды.
2.4. Общение между педагогическими работниками.
2.4.1. Взаимоотношения между педагогическими работниками основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагогический работник защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии обучающихся и воспитанников или других лиц.
2.4.2. Педагогические работники избегают конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.
2.4.3. Правом и обязанностью педагогического работника является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. В образовательных организациях не должно быть места клевете и оскорблениям.
2.4.4. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной и тактичной.
2.4.5. Педагогические работники не скрывают ошибки и проступки друг друга.
2.5. Взаимоотношения с администрацией.
2.5.1. Образовательные организации базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.
2.5.2. В образовательных организациях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель образовательной организации.
2.5.3. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогических работников за их убеждения. Отношения администрации с каждым из педагогических работников основываются на принципе равноправия.
2.5.4. Оценки и решения руководителя образовательной организации должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогического работника.
2.5.5. Педагогические работники имеют право получать от администрации образовательной организации информацию, имеющую значение для его работы. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно искажать информацию, позволяющую повлиять на карьеру и на качество труда педагогического работника. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в образовательной организации на основе принципов открытости и общего участия трудового коллектива.
2.5.6. Педагогический коллектив направляет свои усилия для создания положительного имиджа образовательной организации.
2.6. Отношения с родителями (законными представителями) обучающихся и воспитанников.
2.6.1. Педагогический работник консультирует родителей (законных представителей) по проблемам обучения и воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями (законными представителями) и детьми.
2.6.2. Педагогический работник не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях (законных представителях) или мнение родителей (законных представителей) - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, доверившего педагогическому работнику упомянутое мнение.
2.6.3. Отношения педагогических работников с родителями (законными представителями) не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся и воспитанников.
2.6.4. На отношения педагогических работников с обучающимися и воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями (законными представителями) образовательной организации.
2.7. Взаимоотношения с обществом.
Педагогический работник:
2.7.1. Является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей.
2.7.2. Старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни избегает конфликтов и ссор.
2.7.3. Хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
2.8. Культура внешнего вида.
2.8.1. Недопустимо небрежное отношение к своей внешности. Прическа, костюм, украшения в одежде должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному воздействию на формирование личности обучающихся и воспитанников.
2.8.2. Кричащая, яркая, обтягивающая, откровенно открытая одежда недопустима. Неаккуратная, мятая одежда вызывает неприязнь к педагогическому работнику и не способствует выработке авторитета.
2.8.3. Педагогическим работникам не допускается ношение джинсовых брюк, а также спортивной одежды и обуви (кроме педагогических работников физического воспитания). Не разрешается носить мини-юбки и слишком короткие платья.
2.9. Академическая свобода и свобода слова.
2.9.1. Педагогический работник имеет право пользоваться различными источниками информации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.9.2. При отборе и передаче информации обучающимся и воспитанникам педагогический работник соблюдает принципы законности и объективности. Тенденциозное искажение информации или изменение авторства недопустимо.
2.9.3. Педагогический работник может по своему усмотрению выбрать вид учебной деятельности и методы обучения.
2.9.4. Педагогический работник не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.
2.10. Личные интересы и самоотвод.
2.10.1. Педагогический работник и руководитель образовательной организации объективен и бескорыстен.
2.10.2. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
2.10.3. Педагогический работник не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить администрации образовательной организации и лицам, рассматривающим данное дело.

3. Помощь образовательной организации

3.1. Педагогический работник строго соблюдает законодательство Российской Федерации.
3.2. Руководитель образовательной организации или педагогический работник может принять от родителей обучающихся и воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную образовательной организации. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность родителям (законным представителям).

4. Механизм работы Комиссии по этике

4.1. Каждое структурное подразделение образовательной организации имеет права предоставить одного кандидата для избрания его Председателем Комиссии по этике.
4.2. Также существует возможность самовыдвижения.
4.3. Председателя Комиссии по этике выбирают большинством голосов путем открытого голосования в рамках проведения педагогического совета.
4.4. Срок полномочий Председателя - три года без права переизбраться на второй срок.
4.5. Председатель после своего избрания на этом же педсовете имеет право изъявить желание и рекомендовать к себе в Комиссию четырех человек, но они также избираются путем открытого голосования.
4.6. Члены Комиссии также избираются сроком на три года без права переизбрания.
4.7. После формирования Комиссия по этике становится полноправным подразделением образовательной организации.
4.8. Один раз в квартал Председатель Комиссии по этике предоставляет отчет о проделанной работе руководителю образовательной организации.
4.9. Комиссия по этике принимает заявления от педагогических работников, сотрудников, обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей) только в письменной форме.
4.10. Комиссия по этике по поступившим заявлениям разрешает возникающие конфликты только на территории образовательной организации, только в полном составе и в определенное время, заранее оповестив заявителя и ответчика.
4.11. Председатель Комиссии имеет право наложить вето на решение членов Комиссии.
4.12. Председатель Комиссии подчиняется руководителю образовательной организации, но в своих действиях независим, если это не противоречит Уставу образовательной организации, законодательству Российской Федерации.
4.13. Комиссия по этике осуществляет контроль (в данном случае этический) по работе в образовательной организации, и только Председатель наделен полномочиями делать замечания работникам, касающиеся вопросов этики.
4.14. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для профилактической беседы педагогического работника, обучающегося и воспитанника, их родителей (законных представителей), не собирая для этого весь состав Комиссии.
4.15. Председатель имеет право обратиться за помощью к руководителю образовательной организации для разрешения особо острых конфликтов.
4.16. Председатель и члены Комиссии по этике не имеют права разглашать информацию, поступающую к ним.
4.17. Комиссия несет персональную ответственность за принятие решений.
4.18. Пожаловаться на Комиссию можно только в письменной форме, поданной на имя руководителя образовательной организации. В данном случае Председатель Комиссии должен будет также в письменной форме опровергнуть данное заявление-жалобу, либо его прокомментировать, либо принять во внимание и исправиться.
4.19. Каждый несет персональную ответственность за подачу непроверенных сведений.


------------------------------------------------------------------