По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минобрнауки Республики Алтай от 31.12.2014 N 1860 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование региональной системы оценки качества образования"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 31 декабря 2014 г. № 1860

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, государственной программой Республики Алтай "Развитие образования" на 2013 - 2018 годы, в целях формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения управления качеством образования и создания региональной системы оценки качества образования Республики Алтай приказываю:
1. Утвердить Модель региональной системы оценки качества образования Республики Алтай (Приложение 1).
2. Утвердить Положение о региональной системе оценки качества образования Республики Алтай (Приложение 2).
3. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием, руководителям образовательных организаций при разработке правовых и локальных актов руководствоваться Моделью региональной системы оценки качества образования Республики Алтай и Положением о региональной системе оценки качества образования Республики Алтай.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра О.М.Бондаренко.

И.о. Министра
А.В.Бондаренко





Приложение 1
к Приказу
Министерства образования
и науки Республики Алтай
от 31 декабря 2014 г. № 1860

МОДЕЛЬ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

1. Общие положения.

Одним из ведущих приоритетов образовательной политики Российской Федерации является построение общероссийской и региональных систем оценки качества образования, функционирующих для успешного управления образованием на основе объективных данных о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития. Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) формируется в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 2148-р). В республике в рамках реализации государственной программы Республики Алтай "Развитие образования" на 2013 - 2018 годы происходит активный процесс формирования региональной системы оценки качества образования (РСОКО), которая рассматривается как составная часть общероссийской системы оценки качества образования. Современная система образования, многопрофильная и многофункциональная, непрерывно изменяется в соответствии с теми требованиями, которые к ней предъявляет государство и общество.
Настоящая модель региональной системы оценки качества образования Республики Алтай (РСОКО РА) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования";
Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" (утверждена приказом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271);
Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р);
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
Федеральным государственным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 года № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357);
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897);
Федеральным государственным стандартом среднего (полного) образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 996 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";
постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности";
приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.04.2014 № 291, от 15.05.2014 № 529, от 05.08.2014 № 923);
приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2013 № 1394 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования";
Законом Республики Алтай от 15 ноября 2013 года № 59-РЗ "Об образовании в Республике Алтай" (в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 № 62-РЗ), принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Республики Алтай, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования;
Положением о Министерстве образования и науки Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 № 88 (в редакции от 18.12.2014);
приказами Министерства образования и науки Республики Алтай;
иными правовыми актами Российской Федерации и Республики Алтай.
Структура и содержание РСОКО РА определяется исходя из настоящей модели. Оценка осуществляется на уровнях дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и включает независимую оценку, общественную экспертизу.
Министерство образования и науки Республики Алтай (МОН РА) обеспечивает информационное, методическое и техническое сопровождение РСОКО РА, а также формирование и развитие экспертного сообщества.
2. Основные понятия.
2.1. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
2.2. Оценка качества образования - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации (учреждении), деятельности всей образовательной системы региона;
2.3. Система оценки качества образования - оценка качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий осуществления образовательного процесса в образовательных организациях, в деятельности образовательной системы на муниципальном и региональном уровнях;
2.4. Индивидуальные достижения обучающихся - совокупность учебных и внеучебных достижений, позволяющих обучающимся успешно социализироваться в обществе и реализовать себя в различных сферах деятельности;
2.5. Мониторинг системы образования - систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
2.6. РСОКО РА - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования:
требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного, общего и среднего профессионального образования;
образовательным потребностям участников образовательного процесса в образовательных организациях республики через получение полной, достоверной информации и последующей внешней и внутренней оценки.
3. Основные цели, задачи и принципы функционирования РСОКО РА.
3.1. Цель РСОКО РА - получение и распространение субъектами РСОКО РА достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений.
3.2. Основными задачами РСОКО являются:
определение перечня показателей (критериев) качества образования;
осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, включая независимую оценку, общественную экспертизу;
оценка условий осуществления образовательной деятельности по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования;
оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования республики для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа;
формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования;
информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;
информирование населения о качестве образования.
3.3. В основу РСОКО РА положены принципы:
объективности, достоверности, полноты и системности информации;
открытости и информационной безопасности;
учета текущих и перспективных потребностей системы образования;
ориентации на требования внешних пользователей;
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
иерархичности системы показателей;
инструментальности и технологичности показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
перехода к системе мониторинговых исследований;
сопоставимости системы показателей с международными и общероссийскими аналогами;
единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на всех уровнях системы образования;
соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;
сочетания процедур профессиональной оценки с независимой оценкой качества;
повышения роли независимой системы оценки качества.
4. Функции РСОКО РА:
сбор данных о состоянии систем дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования;
отбор показателей (критериев) оценки качества дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, обработка и анализ получаемых о них данных;
интерпретация результатов анализа данных для выработки решений, способствующих повышению качества образования и эффективности управления в системах дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования;
информирование потребителей и групп потребителей о качестве образования;
развитие независимой системы оценки качества и самооценки (самообследования) в системах дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования.
5. Основные элементы и процедуры системы оценки качества образования.
5.1. Модель системы оценки качества образования в Республике Алтай строится на трех уровнях РСОКО РА: региональный, муниципальный и уровень образовательной организации.
5.2. Результаты оценки качества образования являются основой принятия управленческих решений. Функции управления качеством образования на каждом уровне РСОКО РА имеют особенности, обусловленные целями и задачами РСОКО РА.
5.2.1. Региональный уровень РСОКО РА:
Формирование единого образовательного пространства:
разработка и совершенствование нормативной базы по оценке качества образования;
деятельность по лицензированию и аккредитации образовательной деятельности;
мониторинг качества образовательной и педагогической деятельности;
аттестация педагогических работников, руководителей образовательных организаций;
повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций;
анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в образовании.
Стимулирование образовательной и педагогической деятельности:
организация олимпиад, конкурсов, соревнований обучающихся;
организация профессиональных конкурсов для педагогических работников образовательных организаций республики;
развитие системы стимулов педагогического труда и инновационных процессов;
организация научно-методического обеспечения РСОКО РА;
разработка и реализация программ развития систем дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования в республике;
развитие независимой системы оценки качества образования.
5.2.2. Муниципальный уровень РСОКО РА:
организация деятельности муниципальной системы образования;
анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей в муниципальной системе образования;
мониторинг качества образовательной и педагогической деятельности;
стимулирование образовательной и педагогической деятельности;
организация олимпиад, конкурсов, соревнований обучающихся;
итоговая аттестация обучающихся в различных формах;
государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования;
организация профессиональных конкурсов для педагогических работников образовательных организаций муниципального образования;
охрана прав и здоровья обучающихся;
создание условий для эффективной деятельности образовательных организаций;
разработка и выполнение муниципальных программ развития образования;
развитие независимой системы оценки качества образования.
5.2.3. Уровень образовательной организации:
разработка образовательной организацией на основе ФГОС образовательных программ, планов работы, программы повышения квалификации работников;
обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
мониторинг качества образовательной и педагогической деятельности;
стимулирование образовательной и педагогической деятельности;
организация олимпиад, конкурсов, соревнований обучающихся;
организация профессиональных конкурсов для педагогических работников образовательной организации;
соотнесение достигнутого уровня качества образования в образовательной организации с достижениями других образовательных организаций, в том числе через анализ удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образования, анализ эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов, в том числе через независимую систему оценки качества образования;
мониторинговые исследования удовлетворенности участников образовательного процесса;
итоговая аттестация обучающихся в различных формах;
государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах и смотрах;
аттестация педагогических работников.
6. Функции субъектов системы оценки качества образования.
Организационная структура РСОКО включает:
6.1. Министерство образования и науки Республики Алтай:
формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования;
обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;
определяет и утверждает перечень показателей (критериев) РСОКО РА;
организует лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности образовательных организаций;
организует и координирует работу структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования, в том числе общественных организаций;
обеспечивает формирование независимой системы оценки качества образования;
определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;
осуществляет аналитическую деятельность и оценку ситуации в региональной системе образования;
информирует общественность о результатах оценки качества образования;
осуществляет контрольно-надзорные процедуры.
6.2. Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай" осуществляет:
подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области оценки качества образования;
мониторинг уровня квалификации педагогических работников;
участие в организации и проведении региональных профессиональных конкурсов;
участие в разработке системы критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Республике Алтай;
экспертизу образовательных программ;
содействие эффективному распространению инновационного опыта лучших учителей и школ-победителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование" и др.;
научно-методическое сопровождение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций;
аналитическую деятельность по выявлению и оценке факторов, влияющих на качество образования.
6.3. Бюджетное учреждение Республики Алтай "Республиканский центр оценки качества образования" проводит:
информационно-методическое и технологическое обеспечение оценки качества образования в регионе;
информационно-методическое и организационное обеспечение государственной аккредитации образовательной деятельности;
мониторинг качества образования, в том числе результатов государственной итоговой аттестации выпускников;
техническое сопровождение формирования и ведения региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего, среднего общего образования;
систему мониторингов соответствия требованиям ФГОС: создание условий для выполнения ФГОС (кадровых, материально-технических, информационных, финансовых и т.д.); соответствие образовательной программы; формирование метапредметных умений; формирование универсальных учебных действий и др.;
повышение квалификации педагогических кадров образовательных организаций по вопросам управления и оценки качества образования;
анализ результатов независимой оценки качества образования;
мониторинг удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами и результатами образовательного процесса различных участников образовательного процесса;
оценку качества индивидуальных достижений обучающихся и эффективности деятельности образовательных организаций республики по запросам;
организацию разработки контрольно-измерительных материалов и их экспертизы для проведения оценочных процедур в образовании.
6.4. Автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Алтай "Республиканский центр дополнительного образования детей" осуществляет:
мониторинг и образовательную статистику (вопросы воспитательной работы и дополнительного образования детей);
консультационное сопровождение (вопросы дополнительного образования детей).
6.5. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
разрабатывают показатели, характеризующие состояние и динамику развития муниципальной системы образования;
анализируют результаты оценки качества образования на уровне муниципального образования;
обеспечивают организацию и проведение в муниципальном образовании мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных учреждениях;
координируют деятельность структур, осуществляющих оценку качества образования в муниципальном образовании;
информируют общественность о результатах оценки качества образования;
принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования;
стимулируют развитие независимой и общественной оценки качества образования.
6.6. Образовательные учреждения и организации:
разрабатывают показатели и критерии внутреннего мониторинга качества образования и обеспечивают его функционирование;
обеспечивают проведение контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам оценки качества образования;
анализируют результаты оценки качества образования;
обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни;
принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования;
проводят мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса;
участвуют в проведении оценочных процедур различного уровня.
6.7. Общественные объединения и профессиональные сообщества:
содействуют реализации общественного участия в процедурах оценки качества образования;
принимают участие в проведении общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
проводят профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ;
осуществляют независимую оценку качества образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ;
обеспечивают открытость и доступность информации о порядке и результатах проведения оценочных процедур;
участвуют в обсуждении системы показателей (критериев), характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальных и региональных систем образования;
участвуют в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе при лицензировании и аккредитации образовательной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, проведении государственной итоговой аттестации обучающихся.

Модель РСОКО РА


Запросы заказчиков и потребителей
информационных услуг



Региональный уровень Цель РСОКО Процедуры контроля
> и оценки качества
МОН РА Общественные образования
объединения < V
РЦОКО ИПКиПП и
РО РА организации Задачи Контроль и надзор

V V Статнаблюдение

Муниципальный уровень Принципы Оценка
эффективности
МОУО Общественные деятельности
объединения муниципальных
Метод. Оператор и < образовательных
служба СОКО организации систем

Субъекты оценки Объекты оценки Самооценка
V в соответствии (самообследование)
с полномочиями
Институциональный уровень и функциями Мониторинг учебных
< достижений

ОО (ДОО, ООО, Общественные Образовательные Лицензирование и
ОДО, ПОО) объединения V В аспекте качества системы госаккредитация
и
организации Мониторинг
Метод. Оператор Условия эффективности
служба СОКО деятельности ОО

Образовательные Самооценка
организации образовательной
(ОО) организации

Социологический
мониторинг

Процесс Образовательные Экспертиза
программы образовательных
программ

Внутришкольное
оценивание

V Индивидуальные Мониторинг
образовательные качества
Потребители результатов Результат достижения образования на
РСОКО: обучающихся основе ГИА
Органы законодательной,
исполнительной власти;
Органы управления Оценка предметных
образованием; достижений
Администрация ОО;
Обучающиеся и родители;
Работодатели; < показатели Деятельность Мониторинг
Общественность педагогических качества
работников дошкольного
образования

Мониторинг
качества условий

Социологический
мониторинг

Оценка внеучебных
достижений
Продукты РСОКО

/\ Аттестация

Информационно-статистический банк Конкурсы ПНПО,
данных творческие
конкурсы







Приложение 2
к Приказу
Министерства образования
и науки Республики Алтай
от 31 декабря 2014 г. № 1860

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Республики Алтай (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества образования Республики Алтай (РСОКО РА), ее организационную и функциональную структуру, функции субъектов.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271;
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 792-р;
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
Федеральным государственным стандартом начального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 года № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357);
Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897);
Федеральным государственным стандартом среднего (полного) образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 996 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности";
постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности";
приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
приказом Министерства образования Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.04.2014 № 291, от 15.05.2014 № 529, от 05.08.2014 № 923);
приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2013 № 1394 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования";
Законом Республики Алтай от 15 ноября 2013 года № 59-РЗ "Об образовании в Республике Алтай" (в ред. Закона Республики Алтай от 30.10.2014 № 62-РЗ);
Положением о Министерстве образования и науки Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 № 88 (в редакции от 18.12.2014).
1.3. Результаты РСОКО РА, как источник объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг могут использовать:
обучающиеся и их родители (законные представители);
органы законодательной и исполнительной власти Республики Алтай;
региональный и муниципальные органы управления образованием в Республике Алтай;
учредители образовательных организаций Республики Алтай;
образовательные и научные организации Республики Алтай;
работодатели и их объединения;
общественные организации и объединения, заинтересованные в оценке качества образования;
органы государственно-общественного управления образованием;
научные и методические организации;
средства массовой информации;
иные граждане и организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.4. Основные процедуры РСОКО РА:
итоговая аттестация обучающихся;
государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;
мониторинг качества обучения (подготовки) обучающихся по результатам федеральных и региональных обследований, всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов;
мониторинговые исследования достижений обучающихся по направлениям дополнительного образования детей;
мониторинговые исследования здоровья обучающихся и работников системы образования, обеспечения здоровьесберегающих условий реализации образовательных программ;
международные сравнительные исследования качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS и другие);
процедуры аттестации педагогических работников, руководителей образовательных организаций;
контрольно-надзорные процедуры;
лицензирование и аккредитация образовательной деятельности;
анализ баз данных о системе образования республики;
социологические исследования в системе образования;
анализ результатов независимой оценки качества образования;
результаты общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

2. Цель и основные задачи

2.1. Целью РСОКО РА является получение и распространение субъектами РСОКО РА достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решении.
2.2. Основными задачами РСОКО РА являются:
определение перечня показателей (критериев) качества образования; осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, включая независимую оценку, общественную экспертизу;
оценка условий осуществления образовательной деятельности по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования;
оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования республики для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа;
формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования;
информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;
информирование населения о качестве образования.

3. Функции субъектов РСОКО РА

3.1. Организационная структура РСОКО РА строится на трех уровнях: региональный, муниципальный и уровень образовательной организации. Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях законодательства, и вариативную составляющую, определяемую специальными потребностями субъектов РСОКО РА и особенностями оценочных процедур.
3.1.1. Субъектами регионального уровня РСОКО РА являются:
Министерство образования и науки Республики Алтай;
общественные организации (объединения);
бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай";
бюджетное учреждение Республики Алтай "Республиканский центр оценки качества образования";
автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Алтай "Республиканский центр дополнительного образования детей".
3.1.2. Субъектами муниципального уровня РСОКО РА являются:
муниципальные органы управления образованием;
общественные организации (объединения).
3.1.3. Уровень образовательной организации в РСОКО РА представлен образовательными организациями.
3.2. Предметы оценочной деятельности в РСОКО РА по уровням управления:
уровень образовательной организации: результаты индивидуальных достижений учащихся; индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических работников; образовательный процесс в учебном коллективе; образовательный процесс, организуемый отдельным педагогическим работником; условия организации образовательного процесса (педагог, учебный кабинет, предмет и др.); управление образовательной организацией; самоанализ (самообследование)
образовательного учреждения (результаты, процессы и условия деятельности образовательной организации); результаты независимой оценки качества образования (НСОК) (результаты оценки качества подготовки обучающихся; результаты и условия деятельности образовательной организации; удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством предоставленных образовательных услуг и др.);
муниципальный уровень: результаты деятельности образовательных организаций; индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников; образовательный процесс в образовательных организациях; условия организации образовательного процесса в образовательных организациях; управление образовательными организациями; самоанализ (самообследование) муниципальной образовательной системы (результаты мониторинговых исследований качества образования; результаты и условия деятельности образовательных организаций); результаты НСОК (результаты оценки качества подготовки обучающихся; результаты и условия деятельности образовательных организаций; удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством предоставленных образовательных услуг и др.);
региональный уровень: результаты деятельности образовательных организаций и муниципальных образовательных систем; индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников; образовательный процесс в образовательных организациях; условия организации образовательного процесса в образовательных организациях и муниципальных образовательных системах; управление образовательными организациями и муниципальными образовательными системами; самоанализ (самообследование) региональной образовательной системы (результаты мониторинговых исследований качества образования; результаты и условия деятельности образовательных организаций и муниципальных образовательных систем); результаты НСОК (результаты оценки качества подготовки обучающихся; результаты и условия деятельности образовательных организаций; удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством предоставленных образовательных услуг и др.).
3.3. Распределение функций между субъектами РСОКО РА:
3.3.1. Министерство образования и науки Республики Алтай (МОН РА):
формирование модели РСОКО РА, регламентация ее функционирования;
подготовка и принятие правовых актов по вопросам функционирования и развития РСОКО РА;
разработка, корректировка и утверждение критериев РСОКО РА; аналитическое обеспечение РСОКО РА и привлечение для этой работы экспертов;
принятие на основе аналитических материалов управленческих решений для повышения качества образования;
обеспечение образовательных организаций, органов государственно-общественного управления в сфере образования, общественных организаций, средств массовой информации, граждан и организаций, заинтересованных в оценке качества образования, информацией о состоянии качества образования в образовательной системе республики;
составление и публикация рейтингов образовательных организаций;
контрольно-надзорные процедуры: контроль соблюдения образовательными организациями лицензионных требований, контроль содержания и качества результатов подготовки обучающихся образовательных организаций, в том числе в ходе процедур федерального государственного контроля качества и государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), а также уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных организациях;
стимулирование развития независимой системы оценки качества образования.
3.3.2. Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай" (БОУ РА "ИПКиППРО РА"):
ведение баз данных о результатах аттестации педагогических работников образовательных организаций;
научно-методическое и научно-организационное обеспечение РСОКО РА;
обеспечение повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций по вопросам управления и оценки качества образования;
участие в создании аттестационно-педагогических измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий для процедур контроля качества образования, государственного контроля качества образования;
участие в разработке критериев РСОКО РА, методик оценивания и рейтингования;
анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций;
сбор и обработка информации об организациях-участниках независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной экспертизы, предоставление информации по запросу МОН РА.
3.3.3. Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай "Республиканский центр оценки качества образования" (БУ РА "РЦОКО"):
разработка и корректировка критериев РСОКО РА;
информационное и аналитическое обеспечение РСОКО РА;
организационно-технологическое сопровождение РСОКО РА;
организационное сопровождение федеральных и региональных мониторинговых исследований и оценочных процедур;
организация разработки и экспертизы контрольно-измерительных материалов;
организационно-технологическое сопровождение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
обеспечение повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций по вопросам управления и оценки качества образования;
организационно-технологическое сопровождение процедур лицензирования, государственной аккредитации, контроля качества образования в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Алтай;
сбор, хранение, статистическая обработка информации о состоянии и динамике качества образования в республике;
подготовка информационных материалов о состоянии качества образования в Республике Алтай;
ведение и совершенствование баз данных: разработчиков тестовых заданий; баз тестовых заданий; баз результатов ГИА;
ведение баз данных о результатах мониторинговых исследований качества образования.
сбор и обработка информации об организациях-участниках независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной экспертизы, предоставление информации по запросу в МОН РА.
3.3.4. Автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Алтай "Республиканский центр дополнительного образования детей" (АОУ ДОД "РЦДОД"):
методическое и организационное обеспечение РСОКО РА по дополнительному образованию детей;
организация мониторинговых исследований и сбор образовательной статистики по дополнительному образованию детей;
анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования и эффективности работы образовательных организаций по дополнительному образованию детей.
3.3.5. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
организация сбора образовательной статистики в пределах муниципального образования;
информационно-методическое сопровождение процедур РСОКО РА; проведение мониторинговых, контрольно-оценочных процедур, социологических исследований по вопросам качества образования;
обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством;
создание механизмов участия образовательных организаций в независимой системе оценки качества образования.
3.3.6. Образовательные организации:
разработка показателей и критериев внутреннего мониторинга качества образования и обеспечивают его функционирование;
обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур,
мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам оценки качества образования;
анализ результатов оценки качества образования;
обеспечение предоставления информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни;
принятие управленческих решений по результатам оценки качества образования;
проведение мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса;
участие в проведении оценочных процедур различного уровня.
3.3.7. Общественные объединения и профессиональные сообщества:
содействие реализации общественного участия в процедурах оценки качества образования;
участие в проведении общественной аккредитации организации, осуществляющих образовательную деятельность;
проведение профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ;
осуществление независимой оценки качества образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ;
обеспечение открытости и доступности информации о порядке и результатах проведения оценочных процедур;
участие в обсуждении системы критериев, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальных и региональных систем образования;
участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе при лицензировании и аккредитации образовательных организаций, аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, проведении итоговой аттестации обучающихся.

4. Организация и технология оценки качества образования

4.1. Организация РСОКО РА предусматривает:
оценку достижений обучающихся;
оценку результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций;
оценку качества деятельности образовательных организаций;
оценку качества образовательной системы региона по уровням дошкольное, общее, дополнительное образование детей и среднее профессиональное образование;
оценку условий осуществления образовательной деятельности.
4.2. Оценка достижений обучающихся осуществляется посредством следующих процедур:
итоговая аттестация учащихся в различных формах;
мониторинговые исследования, включая международные, общероссийские, региональные обследования;
мониторинги соответствия требованиям ФГОС;
государственный контроль качества образования;
государственная аккредитация образовательной деятельности, в части определения соответствия качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам;
региональные олимпиады и конкурсы;
анализ результатов независимых экспертиз, результатов общественной оценки;
мониторинговые исследования удовлетворенности участников образовательного процесса.
4.3. Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций осуществляется посредством аттестации на квалификационные категории, участия в профессиональных педагогических конкурсах.
4.4. Оценка качества деятельности образовательных организаций осуществляется в соответствии с показателями (критериями), утвержденными соответствующими локальными актами и нормативными документами. Дополнительными основаниями для формирования систем оценки качества в образовательных организациях являются формы самообследования образовательных организаций, утверждаемые Министерством образования и науки Российской Федерации, и примерные показатели эффективности, утверждаемые Министерством образования и науки Республики Алтай.
4.5. Оценка условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями производится через процедуры лицензирования и государственной аккредитации.
4.6. Оценка качества образования в образовательной системе по уровням дошкольного, общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
4.7. РСОКО РА включает процедуры сбора и первичной обработки данных, анализа и оценки качества образования, адресного обеспечения статистической и аналитической информацией. РСОКО РА регламентируется соответствующими документами (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Алтай, приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Алтай, модель РСОКО РА, настоящее Положение, нормативные и локальные акты, методические рекомендации).
4.8. Оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество результатов, качество условий и качество процессов. Перечень критериев качества образования, их количественные характеристики устанавливаются Министерством образования и науки Республики Алтай.
4.9. Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования осуществляются в соответствии с планом работы Министерства образования и науки Республики Алтай.
4.10. Информация, полученная в результате экспертиз и измерений, подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений. Информация общего доступа размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Алтай в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, сайтах БОУ РА "ИПКиППРО РА", БУ РА "РЦОКО", АОУ ДОД "РЦДОД".
4.11. Информирование заинтересованных сторон о качестве образования в Республике Алтай осуществляется через Публичный доклад Министерства образования и науки Республики Алтай о состоянии и перспективах развития образовательной системы, иные общественно-профессиональные мероприятия, проводимые Министерством образования и науки Республики Алтай, муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями.

5. Независимые процедуры экспертизы и оценки качества

5.1. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ рассматриваются как независимые процедуры РСОКО РА, осуществляются общественными организациями, профессиональными сообществами и отдельными экспертами в соответствии со ст. 94 - 96 ФЗ № 273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации".
5.2. Указанные в п. 5.1 процедуры могут быть организованы как по инициативе образовательной организации, так и по инициативе общественной организации, профессионального сообщества или эксперта. Организаторы процедур, указанных в п. 5.1, для их осуществления должны пользоваться открытыми данными, опубликованными на сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Финансовое обеспечение РСОКО РА

6.1. Средства на осуществление процедур РСОКО РА предоставляются из регионального и муниципального бюджетов.


------------------------------------------------------------------