Решение Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" от 18.09.2014 N 8-7-р "О ходе реализации республиканской целевой программы "Развитие дошкольного образования в РА на 2012 - 2015 годы" в МО "Шебалинский район"
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ШЕБАЛИНСКИЙ РАЙОН"
РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. № 8-7-р
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РА НА 2012 - 2015 ГОДЫ"
В МО "ШЕБАЛИНСКИЙ РАЙОН"
Заслушав информацию начальника Управления администрации МО "Шебалинский район" А.В.Тордокова "О ходе реализации республиканской целевой программы "Развитие дошкольного образования в РА на 2012 - 2015 годы" в МО "Шебалинский район" Совет депутатов решил:
1. Информацию "О ходе реализации республиканской целевой программы "Развитие дошкольного образования в РА на 2012 - 2015 годы" в МО "Шебалинский район" принять к сведению.
2. Рекомендовать руководителям общеобразовательных учреждений:
- оказывать содействие организации разных вариативных форм устройства детей в детские сады;
- использовать вариативные формы дошкольного образования.
3. Рекомендовать начальнику Управления образования администрации МО "Шебалинский район" Тордокову А.В. предусмотреть введение ставки логопеда в детские сады.
4. Контроль за исполнение данного решения возложить на постоянную комиссию по работе с молодежью, образованием, медициной, культурой и социальной защите населения.
5. Опубликовать представленную информацию в районной газете "Сельская новь".
Глава муниципального образования
"Шебалинский район"
И.А.КИРИЛЛОВ
Председатель Совета депутатов
муниципального образования
"Шебалинский район"
Э.Б.САРБАШЕВ
ОТЧЕТ
НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время демографические проблемы названы в числе наиболее важных.
В настоящее время в Шебалинском районе проживают 2215 детей с рождения до 7 лет. Посещают образовательные учреждения, предоставляющие услуги дошкольного образования 998 детей, состоят на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения 445 ребенка.
Образовательное пространство Шебалинского района сегодня образуют:
- 20 дошкольных образовательных организаций. Из них: 6 - юридические лица, которые находятся в районном центре, 14 - структурные подразделения муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций, которые находятся в сельской местности.
Практика показывает, что наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов являются вклады в раннее детское развитие. Сегодня дошкольные организации посещают 998 детей. Дошкольное образование от 3 до 7 лет получают 897 детей, удовлетворенность составляет 91%.
Ликвидация очередности осуществлялась за счет создания дополнительных мест путем реконструкций и капитального ремонта детских садов, открытия групп кратковременного пребывания при образовательных организациях.
В 2013 - 2014 учебном году были созданы дополнительные места для детей в возрасте от 3 до 7 лет за счет строительства детского сада "Куничек" в с. Шыргайта с введением тридцати дополнительных мест и введения в эксплуатацию дополнительного корпуса детского сада "Солнышко" в с. Шебалино на сорок мест, итого в данной организации воспитываются 95 детей.
Управлением образования разработана поэтапная программа ("дорожная карта") по устранению дефицита мест для детей в дошкольных учреждениях нашего района. Это позволит ликвидировать очередность в детских дошкольных учреждениях на 100%.
С целью оказания населению услуг по зачислению в детские сады, ведению учета очередности, снижения коррупционных рисков в сфере дошкольного образования внедрена автоматизированная информационная система "Доверие". Прием заявлений осуществляется в Управлении образования, через Многофункциональный Центр и портал госуслуги.ру.
В соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. На сегодняшний день одной из потребностей общества и государства является преемственность дошкольного и школьного образования, т.е. выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Следовательно, предшкольная подготовка рассматривается как первый этап всеобщего обязательного образования. Сегодня детские сады работают в контексте федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В связи с этим разработан и утвержден План-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в муниципальном образовании "Шебалинский район", создана муниципальная рабочая группа по реализации Плана-графика, утвержден перечень пилотных площадок по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В данный перечень вошли три дошкольных образовательных организации: МБДОУ детский сад "Солнышко" с. Шебалино, МБДОУ детский сад "Алтынсай" с. Шебалино, структурное подразделение МБОУ "Беш-Озекская СОШ" детский сад "Солоны".
Роль дошкольного образования сегодня велика, поэтому постоянно возрастают и требования к профессионализму работников дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время воспитательно-образовательный процесс осуществляют 89 педагогов, из них с высшим образованием 23, со средним педагогическим 62, без педагогического 3 человека. Если рассматривать возрастную структуру педагогов, то наблюдается старение педагогических кадров (54%). Так такового притока молодых специалистов нет. Основными причинами является низкая заработная плата, низкий престиж профессии воспитателя и отсутствие жилья.
Организация непрерывного повышения квалификации педагогических кадров осуществлялись через различные семинары, научно-практические конференции, конкурсы и курсы при ИПКРО РА. Методическое сопровождение было направлено на составление программ ДОУ в связи с изменениями законодательной базы РФ, на создание нормативной основы по ФГОС.
Дополнительное образование в детских садах уделяет внимание на развитие художественно-эстетического, познавательно-речевого направления, но такие направления, как спортивные, танцевальные не ведутся, с отсутствием музыкальных и спортивных залов.
Необходимо выделить следующие проблемы: оснащение современным техническим и учебно-наглядным оборудованием, использование многообразных программ раннего развития детей с учетом потребностей семей, качественное психолого-медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка, обеспечение каждого ребенка дошкольным образованием через введение новых вариативных форм детских садов.
По данной программе выделены финансовые средства на капитальный ремонт:
- детского сада "Солнышко" с. Шебалино 14 млн рублей из республиканского бюджета и 140000 рублей из местного;
- детского сада "Куничек" с. Шыргайта 3 млн рублей из республиканского и 30000 рублей из местного бюджетов.
На повышение заработной платы педагогических работников в районе выделено 1489000 рублей.
Таким образом, система дошкольного образования района решает вопросы обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования и способствует выполнению социального заказа общества, но вместе с тем требует дальнейшего развития видового разнообразия образовательных, коррекционных, оздоровительных услуг, повышения качества образования, условий содержания дошкольников, экономической эффективности системы образования.
Перспективы дальнейшего развития системы дошкольного образования района:
- Повышение качества дошкольного образования за счет модернизации технологий дошкольного образования. Совершенствование форм и методов работы по развитию речи детей дошкольного возраста, а также работы с детьми с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья).
- Усиление внимания к раннему развитию детей, что позволит снизить количество детей, нуждающихся в коррекционном обучении.
- Отработка оптимальных моделей построения образовательной среды, позволяющей избежать перегрузок в работе с одаренными детьми в рамках дошкольного образовательного учреждения.
- Создание условий для 100% охвата детей старшего дошкольного возраста разными формами предшкольного образования с целью реализации принципа равных образовательных возможностей при начале обучения в школе, а также для оказания психолого-педагогической поддержки и сопровождения детей дошкольного возраста в группах дошкольного образования при ДОУ, общеобразовательных учреждениях.
- Дальнейшее увеличение количества мест в детских садах за счет рационального использования имеющихся площадей.
- Оказание организационно-методической помощи руководителям дошкольных образовательных учреждений в целях совершенствования форм и методов управления.
- Совершенствование кадрового состава системы дошкольного образования.
- Укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений.
- Привлечение общественного внимания к проблемам дошкольного образования.
------------------------------------------------------------------