Решение Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" от 19.03.2014 N 6-3-р "Об утверждении отчета Председателя контрольно-счетного органа МО "Шебалинский район" за 2013 год"
СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ШЕБАЛИНСКИЙ РАЙОН"
РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. № 6-3-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОГО
ОРГАНА МО "ШЕБАЛИНСКИЙ РАЙОН" ЗА 2013 ГОД
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" Совет депутатов района (аймака) МО "Шебалинский район" решил:
1. Утвердить прилагаемый отчет Председателя контрольно-счетного органа МО "Шебалинский район" за 2013 год.
2. Опубликовать отчет Председателя контрольно-счетного органа МО "Шебалинский район" за 2013 год в районной газете "Сельская Новь", разместить на странице контрольно-счетного органа на официальном сайте Администрации МО "Шебалинский район".
3. Контроль за исполнением Решения возложить на председателя Совета депутатов района (аймака) МО "Шебалинский район" Э.Б.Сарбашева.
Глава муниципального образования
"Шебалинский район"
И.А.КИРИЛЛОВ
Председатель Совета депутатов
муниципального образования
"Шебалинский район"
Э.Б.САРБАШЕВ
ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ШЕБАЛИНСКИЙ РАЙОН" ЗА 2013 ГОД
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями п. 2 ст. 20 Положения "О контрольно-счетном органе МО "Шебалинский район".
Контрольно-счетный орган муниципального образования "Шебалинский район" осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", иных федеральных законов, законодательства Республики Алтай, Устава муниципального образования "Шебалинский район", Положения о контрольно-счетном органе МО "Шебалинский район" и прочих нормативных муниципальных правовых актов.
Деятельность контрольно-счетного органа основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
1. Контрольно-счетный орган муниципального образования "Шебалинский район" является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Советом депутатов района (аймака) муниципального образования "Шебалинский район" и ему подотчетен.
2. Контрольно-счетный орган обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
В соответствии с Положением "О бюджетном процессе в МО "Шебалинский район" КСО является участником бюджетного процесса.
Полномочия контрольно-счетного органа.
1. Контрольно-счетный орган осуществляет следующие основные полномочия, установленные Федеральным законом № 6-ФЗ и Положением о КСО:
1) контроль за исполнением бюджета муниципального образования "Шебалинский район";
2) экспертиза проектов законов о бюджете муниципального образования "Шебалинский район";
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования "Шебалинский район";
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета муниципального образования, а также средств, получаемых местным бюджетом муниципального образования "Шебалинский район" из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Шебалинский район", в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию "Шебалинский район";
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальным предпринимателями за счет средств местного бюджета;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств МО "Шебалинский район", а также муниципальных программ;
8) анализ бюджетного процесса в МО "Шебалинский район" и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Совет депутатов МО "Шебалинский район" и главе МО "Шебалинский район";
10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.
2. Контрольно-счетный орган МО "Шебалинский район" помимо полномочий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета МО "Шебалинский район", поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав МО "Шебалинский район".
3. Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетным органом:
1) в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности муниципального образования.
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Общие положения
Решением Сессии Совета депутатов МО "Шебалинский район" от 15 ноября 2011 года № 31-7-р был создан контрольно-счетный орган МО "Шебалинский район" и утверждена его структура в количестве председателя и аппарата.
Председатель КСО утвержден решением сессии Совета депутатов МО "Шебалинский район" от 14 марта 2012 года № 35-5-р, получив полномочия на 5 лет.
25 апреля 2012 года контрольно-счетный орган МО "Шебалинский район" зарегистрирован и получил статус юридического лица.
Деятельность КСО МО "Шебалинский район" за 2013 год
Основу деятельности контрольно-счетного органа МО "Шебалинский район" в 2013 году, как и в 2012 году, составил комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, инициированных Главой МО "Шебалинский район", Советом депутатов МО "Шебалинский район", а также контрольно-счетным органом в рамках исполнения своих полномочий, согласно утвержденному плану деятельности контрольно-счетного органа. Одна проверка была проведена в соответствии с Распоряжением Главы Республики Алтай, Председателя Правительства РА, по запросу КСП РА от № 02-24/237 от 02.07.2013.
В рамках контрольной деятельности за отчетный период проведено 20 контрольных мероприятий, в том числе 1 внешняя проверка отчета об исполнении бюджета МО "Шебалинский район" за 2012 год в сумме 399433 тыс. руб. (в 2012 году - 405579 тыс. рублей), 12 внешних проверок исполнения бюджетов сельских поселений, на основании Соглашений о передаче контрольно-счетному органу МО "Шебалинский район" полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
В 2012 году было проведено 11 контрольных мероприятий.
Количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий - 45, из них:
22 органа местного самоуправления, 21 муниципальное учреждение и 2 муниципальных предприятия. Объем проверенных средств - всего 408 млн 104 тыс. рублей.
В 2012 году 29 контрольных мероприятий, из них:
7 органов местного самоуправления, 17 муниципальных предприятий и 5 прочих организаций. Объем проверенных средств - всего 420 млн 864 тыс. рублей.
Объем средств, проверенных непосредственно, 23 млн 611,3 тысячи рублей. Выявлено нарушений и недостатков - всего 670 тыс. рублей (2,8% от проверенного объема), в том числе нецелевое и неправомерное использование бюджетных средств - 353 тысячи рублей (53% от нарушений), неэффективное использование бюджетных средств - в сумме 82 тысячи рублей.
Объем средств, проверенных непосредственно в 2012 году, 27 млн 828,2 тысячи рублей. Выявлено нарушений и недостатков - всего 1 млн 390,6 тыс. рублей (5% от проверенного объема), в том числе нецелевое и неправомерное использование бюджетных средств - 1 млн 274 тысячи рублей (92% от нарушений), неэффективное использование бюджетных средств - в сумме 116,6 тысячи рублей.
Снижение нарушений почти в 2 раза обусловлено тем, что объектами контрольных мероприятий в 2012 году было охвачено 6 поселений, а в 2013 году - 3 поселения, а учет в поселениях находится не на должном уровне.
Основные нарушения, выявленные при контрольно-ревизионных мероприятиях:
1. Нормативно-правовые акты не соответствуют нормативно-правовым актам муниципального района и законодательству Российской Федерации.
2. Нарушается Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете",
Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению",
Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
3. Нарушены нормативы учета основных средств. Нет возможности сверить суммы оборотов в описях (их нет) и инвентарных карточках и достоверность отражения в Главной книге. Нарушаются порядок ведения кассы и кассовых операций, лимит кассы. не ведутся все необходимые бухгалтерские регистры в соответствующих и утвержденных формах. Не формируется Главная книга.
4. Следует повысить качество и достоверность планирования доходов и расходов на текущий год и последующие периоды.
5. Хотелось бы отметить, что не в полной мере используются ресурсы программного обеспечения, за которые ежемесячно уплачивается: оплата за обслуживание программного продукта около 2 тыс. рублей и ежегодная лицензия в сумме 14,5 тысячи рублей. (затраты около 40 тыс. в год - неэффективные).
6. Не утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
7. Не утверждена учетная политика (совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета).
Все это искажает отчетность и не дает возможность объективно оценить бухгалтерский учет и результаты работы, а также может привести к ущербу и утрате имущества.
По экспертно-аналитической деятельности проведено 19 экспертно-аналитических мероприятий (в 2012 году - 13), подготовлено 19 заключений по проектам нормативно-правовых актов местного самоуправления, в результате которых контрольно-счетным органом подготовлено 31 предложение (в 2012 году 9 предложений) поселениям и муниципальному образованию "Шебалинский район", учтено при принятии решений 26 предложений.
В выводах заключения контрольно-счетного органа на проект Закона поселений "О бюджете конкретного поселения на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" обращено внимание на недостаточную степень прозрачности прогнозирования доходов бюджета, отсутствие расчетов, информации о снижении либо расширении налогооблагаемой базы, размерах недоимки и переплат по различным видам платежей, которые повлияли или могли повлиять на формирование доходной части бюджета. Контрольно-счетный орган отмечает ухудшение ситуации с бюджетной обеспеченностью сельских поселений, существенное уменьшение собственных доходов местного бюджета за последние несколько лет. Уменьшение доли суммарных поступлений доходов местного бюджета не позволяет администрации поселения проводить активную социально-экономическую политику для развития поселения и решения социальных проблем.
Основные ошибки, выявленные при проверках:
1. Оценка ожидаемого исполнения местного бюджета на текущий 2013 финансовый год проводилась без учета фактического исполнения плана местного бюджета по доходам и расходам.
2. Составление Проектов бюджетов поселений произведено с нарушением требований ст. 37, п. 1 ст. 184.1, абзацев 3, 4, 5, 10, 11 ст. 184.2 БК РФ и п. 6 ст. 12 Положения о бюджетном процессе (надежность показателей прогноза и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета - ст. 37), 184.2 - отсутствие документов по перечню документов и материалов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета. При разработке проекта бюджета на очередной финансовый год исключить затратную схему финансирования и перейти к программно-целевому принципу планирования и исполнения бюджета.
Также проведено экспертно-аналитическое мероприятие и представлено заключение контрольно-счетного органа МО "Шебалинский район" на проект Постановления "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на подготовку и проведение отопительного сезона объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Шебалинский район".
Предоставленный проект Постановления "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на подготовку и проведение отопительного сезона объектов жилищно-коммунального хозяйства МО "Шебалинский район" не может быть принят в предложенной редакции. Даны методические рекомендации к данному проекту.
Отрадно, что наряду с нарушениями есть и позитивная информация: так, в 2013 году при принятии проектов бюджетов сельских поселений нет нарушений (в 2012 году эти виды нарушений были практически у всех);
1. Статьи БК РФ № 184.1, абзац 3, 4, 5, 10, 11 (перечень главных администраторов, распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации и т.д.) (нет существенных противоречий своему же бюджетному процессу).
2. В 2013 году принимается норма внутренних и внешних заимствований, а также предоставление муниципальных гарантий на очередной финансовый 2014 год и плановый период 2015 - 2016 гг. в проекте решений о бюджете.
3. Нет противоречий в использовании и применении в тексте решений понятий "местные учреждения", "муниципальные учреждения", со вступлением в силу ФЗ № 83 от 8 мая 2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" введены типы муниципальных учреждений - автономные, бюджетные и казенные учреждения. Способы и порядок ведения финансово-хозяйственной деятельности у каждого учреждения разные, в связи с чем необходимо конкретно указывать, какое учреждение автономное, бюджетное либо казенное учреждение имеется в виду. Законотворчество в сельских поселениях стало не набором фраз, а более осознанным процессом.
Реализация результатов контрольных
и экспертно-аналитических мероприятий
Направлено в прокуратуру и органам местного самоуправления, учреждениям и организациям различных форм собственности (проверяемым объектам) 5 представлений, из них снято с контроля 5. Привлечено к дисциплинарной ответственности 5 человек. Устранено финансовых нарушений по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному, 339,2 тыс. рублей по Камлакскому сельскому поселению.
Гласность
Контрольно-счетному органу МО "Шебалинский район" предоставлена страница на официальном сайте Администрации МО "Шебалинский район" http://www.shebalino-altai.ru/, по мере проведения контрольно-ревизионных и аналитических мероприятий краткая информация выставляется на сайт ежеквартально. Положение о КСО МО "Шебалинский район", регламент работы, стандарты КСО, план работы КСО на 2014 год - все эти нормативно-правовые документы размещены на странице сайта. В текущем году планируем давать информацию "короткой строкой" в районную газету "Сельская Новь".
Затраты на содержание КСО в 2013 году составили 966,5 тыс. рублей.
В том числе заработная плата на 3 работника 707,7 тыс. руб., начисление на выплаты по оплате труда в ПФР, ФСС, ФОМС 211 тыс. руб., обслуживание автоматизированной бухгалтерской программы "Смета" 22,4 тыс. руб.; увеличение стоимости основных средств - 13,5 тыс. руб.
Запланировано средств на содержание КСО в 2014 году 767,9 тыс. рублей.
Взаимодействие контрольно-счетных органов
В течение отчетного года осуществлялось информационное и организационно-методическое взаимодействие с контрольно-счетной палатой Республики Алтай. 25 июля 2012 года контрольно-счетный орган МО "Шебалинский район" вступил Совет контрольно-счетных органов Республики Алтай. Совет создан с целью повышения эффективности системы государственного и муниципального контроля в Республике Алтай. Участвуя в Совете, мы получили возможность получать организационную, правовую, методическую и информационную помощь.
КСО приняли участие в трех заседаниях Совета контрольно-счетных органов Республики Алтай. На первом заседании мы получили методическую помощь для составления заключений на исполнение бюджета за 2012 год. На втором и третьем заседаниях были рассмотрены следующие вопросы:
1. Рассмотрение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
2. Рассмотрение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, утвержденные Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ.
3. Рассмотрение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденных Федеральным законом от 23.07.2013 № 199-ФЗ.
4. Рассмотрение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Рассмотрение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Приняли активное участие в торжественном мероприятии, посвященном 15-летию образования контрольно-счетной палаты Республики Алтай.
На заседаниях Совета мы делимся опытом, используем опыт коллег, это общение позволяет более качественно исполнять свои полномочия и избежать многих ошибок.
Повышение квалификации
Сотрудники контрольно-счетного органа МО "Шебалинский район" прошли обучение на краткосрочных курсах повышения квалификации с 13 по 23 ноября 2012 года по программе "Государственный финансовый контроль в субъектах Федерации" в объеме 80 часов.
Все запланированные мероприятия 2013 года выполнены в полном объеме.
Выводы и задачи на перспективу
Утвержден план работы на 2014 год Распоряжением от 30 декабря 2013 года № 22. По запросам (поручениям) Совета депутатов МО "Шебалинский район" включена проверка финансовой деятельности структурного подразделения МБОУ "Дъектиекская СОШ" детский сад "Березка". Работа по запросам (поручениям) Главы МО "Шебалинский район" по мере возникновения поручений.
В плане работы 34 пункта.
Деятельность контрольно-счетного органа МО "Шебалинский район" в 2014 году будет связана с комплексным исследованием вопросов эффективности использования бюджетных ресурсов в наиболее бюджетоемкой и социально значимой для населения сфере - образовании. Будем осуществлять контроль за соблюдением порядка управления и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО "Шебалинский район".
Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" внесены изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части замены долгосрочных целевых программ государственными (муниципальными) программами, соответственно, проект закона о бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован в программной структуре расходов на основе 4 муниципальных программ. В состав 4 муниципальных программ входит 8 подпрограмм, состоящих из 22 ведомственных программ. Доля программных расходов в общих расходах бюджета в 2014 году планируется на уровне 93%.
Главный акцент сделаем на проведение тематических проверок, включающих в себя не только вопросы целевого использования бюджетных средств, но и состояния управляемости бюджетными и материальными ресурсами в конкретных направлениях их использования в рамках принятых программ. Данная работа позволит проанализировать проблемы и направить в органы муниципального и местного самоуправления предложения о необходимости принятия системных мер по эффективности использования имеющихся финансово-экономических и организационных резервов по укреплению государственной финансовой дисциплины.
Благодарю за внимание.
------------------------------------------------------------------